Вы можете долго задаваться вопросом, какая связь между князьями Монако и Матиньоном, резиденцией премьер-министра Франции в Париже. И почему один из принцев Монако имеет титул «Отец Матиньона». Ответ на эти вопросы лежит в первом десятилетии 1700-х годов. В это время принц Гримальди, Антуан I был лишен наследников мужского пола, а потому вынужден был искать своей дочери, принцессе Луизе-Ипполите, мужа, который в дальнейшем должен был бы стать наследным монархом Монако.
Лучше всего на роль жениха юной принцессы подошел член благородного семейства Франции Жак Франсуа Леонор Гойон де Матиньон. В нем сочетались все необходимые достоинства – благородный жених, имя семьи которого отлично послужит планам правящей семьи Гримальди. Сам Жак тоже видел для себя определенные преимущества от подобного союза. И хотя данный брак вызвал множество возражений со стороны некоторых ветвей семейного древа Гримальди, в том числе и родственников с французского мыса Антиб. Они считали, что если Луиза-Ипполита окажется слишком слабохарактерной, силы семейства ослабнут.
Брак состоялся 20 октября 1715 года. Этот брак нельзя было назвать счастливым, но он был выгоден династиям и пришелся по нраву королю Франции. Он видел в Жаке своего доверенного, пешку и союзника в Монако. Свои позиции в Княжестве французский дворянин закрепил благодаря плодовитости – дочь принца Антуана I родила от него девять детей. И один из этих наследников в дальнейшем станет законным принцем Монако.
Монегаски были не в восторге от того, что муж их принцессы кутит в Версале, они никогда не принимали его как истинного члена правящее семьи. Все очень резко поменялось, когда Антуан I, скончался и Луиза-Ипполита приняла правление в свои руки. Жак попытался вжиться в роль монарха и верного мужа, но этого было мало – народ и суверенная правительница не доверяли ему. Но власть все же попала в руки француза после того как, спустя одиннадцать месяцев правления Принцесса погибла от жуткой оспы. Принц Жак I принял долгожданную власть. Это было на руку королю Франции, который оказывал активную поддержку французскому принцу Монако.
Однако его правление не было безоблачным. Монегаски не смирились. Двоюродная сестра Луизы- Ипполиты принцесса Маргарет д’Изенгиен вела с Жаком борьбу за трон и даже плела династический заговор.
Жак неоднократно упоминается как принц Матиньон, не смотря на то, что он принял род жены. Чтобы хоть как-то справится с данной ситуацией она назначает незаконнорожденного сына Антуана I губернатором Монако. Шевалье де Гримальди показал себя как способный администратор, особенно в сравнении с принцем, которому никогда не было дела до страны и проблем ее жителей. Он предпочитал нежиться в роскоши и жить в образе французского дворянина, а не править.
Наконец, под влиянием активной оппозиции, принц Жак I покинул Монако в мае 1732, а еще спустя год отрекся от престола в пользу своего сына, который стал Принцем Оноре III.
Новому принцу было всего 14 лет, однако благодаря опытному губернатору, ему удалось направить Монако на путь с отличными перспективами. Жак Матиньон вернулся к своим любимым развлечениям в Версале и Париже. Там он и провел остаток своей жизни. Особняк Матиньон, доставшийся ему в наследство от отца, после смерти Жака перешел в наследование принцев Гримальди. Этот небольшой дворец оставался во владении семьи около 80 лет, после чего был в 1808 году продан Талейрану.
С 1922 года этот особняк является официальной резиденцией премьер-министра Франции. Листовка об истории здания, опубликованная пресс-службой министра, рассказывает о том, что именно тут проводил большую часть времени принц Жак I.
Три разных салона в Матиньоне хранят память о княжеской семье Монако. Нынешняя «Красная комната» ранее служила тронным залом для князей, «Желтая комната» была парадной палатой для принцесс Княжества,
«Голубая комната» ранее использовалась как кабинет для правителей.
Жак I был большим ценителем искусства. Он коллекционировал картины Рембрандта, Брейгеля, Караваджо, Корреджо и Тициана. К сожалению, во времена Французской революции, после смерти Принца Оноре III, владевшего на тот момент особняком, великие произведения искусства разбросало по всей Франции.